Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси 2022

📢 Важно! 📌На Национальном правовом интернет-портале 19.11.2020 года официально опубликовано Постановление Совета Министров Республики Беларусь №647 от 16.11.2020 года, подписанное премьер-министром Р. Головченко и уточняющее перечень видов и категорий ТС, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, и самих ставок утилизационного сбора.

Постановление вступило в силу с 1 января 2021 года.

Сам документ доступен по ссылке на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Ранее Постановлением Совета Министров от 1 июля 2019 года №437 были утверждены новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства в Беларуси. Постановление вступили в силу через 10 дней после официального опубликования. В среднем ставка утилизационного сбора выросла на 10%.

Ставка утилизационного сбора на ввозимые гражданами ДО 1 января 2021 года авто для личного пользования и на автомобили с электродвигателями составляет:

  • 544,5 рубля – для транспорта моложе 3 лет. Ранее было 495 руб.;
  • 816,7 рубля –  для транспорта старше 3 лет. Ранее было 742,5 руб.

Изменения коснулись и других типов транспорта. Новые диапазоны ставки утилизационного сбора (в зависимости от возраста и массы ТС):

  • на грузовики – от 4 083,7 до 96 376,5 руб. Ранее диапазон составлял 3712,5 – 95 525 руб.;
  • на автобусы и пассажирскую технику – от 4 900,5 до 42 471 руб. Прежний диапазон ставки 4 455 – 38 610 руб.;
  • на бездорожные самосвалы – от 111 078 до 326 700 руб. Ранее диапазон составлял 100 980 – 297 000 руб.;
  • прицепы, полуприцепы – 38 640 руб.

Утилизационный сбор в Беларуси на автомобили – это обязательный платеж на всей территории государства для ввозимых ТС. Система оплаты претерпевала изменения в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Повышались коэффициенты, ставки для расчета стоимости платежа. Поговорим об этом подробнее, а также узнаем, сколько стоит утилизационный сбор в Беларуси в 2022 году.

В чем суть сбора?

Утилизационный сбор в Беларуси введен указом Президента страны 4 февраля 2014 года №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. В законодательном акте прописаны категории ТС, подлежащие оплате, сроки и порядок внесения платежа.

Цель введения – решение проблемы уничтожения автомобилей, вышедших из строя, безопасным для экологии и человека способом. Платеж перечисляется в бюджет государства и не является налогом.

Оплата производится только при ввозе авто в личных и коммерческих целях. Автомобили, ранее ввезенные, купленные внутри страны, сбором не облагаются.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

На какие категории автомобилей распространяется

Оплачивать утильсбор должны владельцы, покупатели, импортеры следующих категорий ТС, ввозимых на территорию Белоруссии:

  1. Легковые автомобили для личного пользования.
  2. Авто с электродвигателем.
  3. Машины повышенной проходимости.
  4. Автомобили с гибридной силовой установкой.
  5. Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  6. Автобусы.
  7. Самосвалы.

Сумма утилизационного сбора в Беларуси на возимые автомобили зависит от объема двигателя, страны вывоза, цели использования, категории лица владельца (юридическое или физическое).

Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Беларуси в 2020 году для ИП и организаций

Виды и категории транспортных средств

Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

851,4

5 247,0

с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см

851,4

5 247,0

– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

1 326,6

8 177,4

– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

2 534,4

15 958,8

– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

3 435,3

28 215,0

– свыше 3500 куб. см

5 445,0

34 659,9

ввезенные с России и других стран ЕАЭС, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

495,0

742,5

Грузовые автомобили (категории N1, N2, N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны

3 712,5

6 534,0

– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

5 940,0

9 281,3

– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7 425,0

11 880,0

– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8 167,5

33 858,0

– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9 949,5

51 306,8

– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10 914,8

74 695,5

– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

21 532,5

87 615,0

автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой:
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10 914,8

74 695,5

– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

21 532,5

87 615,0

Специальные транспортные категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G:
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

7 425,0

74 250,0

автобетоносмесители

22 275,0

96 525,0

Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

4 455,0

7 425,0

с объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см

4 455,0

7 425,0

– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

8 910,0

22 275,0

– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

11 880,0

32 670,0

– свыше 10 000 куб. см

14 850,0

38 610,0

Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

100 980,0

230 026,5

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

185 625,0

237 600,0

свыше 350 тонн

274 725,0

297 000,0

Как рассчитать

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для физических лиц рассчитывается по готовому шаблону на основании документов на ТС. Юридические лица перед расчетом должны получить сертификат одобрения типа автомобиля.

До 2017 года процедура расчета была довольно сложной. Требовалось знать возраст, категорию, объем двигателя ТС и другие технические значения. В 2019 требуются только параметры двигателя.

Для расчета утилизационного сбора в Беларуси на авто, ввозимые из России, воспользуйтесь калькулятором и таблицей выше.

Утилизационный сбор в Белоруссии с 1 января 2018 года рассчитывается следующим образом:

  1. Базовая ставка умножается на коэффициент.
  2. Коэффициент зависит от категории авто, возраста, объема двигателя.

Ставки утильсбора для легковых авто младше 3-х лет – 495 бел. руб.; для ТС старше 3-х лет – 742,5 бел. руб.

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для легковых авто младше 3 лет категории М1 составит 6 851,4 бел.руб.; для ТС с гибридной установкой и объемом двигателя не более 1000 куб.см – 851,4 (новые авто) и 5247 бел. руб. для машин старше 3-х лет.

Сроки оплаты

Уплата утилизационного сбора в Беларуси производится в следующие сроки:

  • до постановки автомобиля на государственный учет в ГАИ. Касается всех ввозимых авто из стран ЕАЭС, России;
  • до выпуска ТС в свободное обращение. Автомобили, выпущенные и ввозимые не из стран ЕАЭС для пользования физическими лицами;
  • до постановки на таможенную процедуру выпуска. Касается ТС, используемых для внутреннего пользования, ввозимых не из стран ЕАЭС, не для личных целей использования.

Порядок оплаты

Оплатить утилизационный сбор в Беларуси можно в отделении банка, используя распечатанную квитанцию, заполненную реквизитами Минской центральной таможни.

Оплату услуг в системе «Расчет» можно совершить в пунктах банковского обслуживания банков-участников ЕРИП и отделениях РУП «Белпочта», а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания (интернет-, мобильный банкинг и проч.).

Оплата в системе «Расчет» возможна с использованием наличных денежных средств, электронных денег (WebMoney, belqi) и банковских платежных карточек. Плательщикам, использующих для оплаты карты, эмитированные банками-нерезидентами, оплата услуг системы «Расчет» доступна на платежном ресурсе e-pay.by.

Для оплаты утилизационного сбора в АИС «Расчет» ЕРИП необходимо последовательно выполнить следующие действия:

Логотип системы «Расчет»В разделе «Платежи» выбрать вкладки:
«Система «Расчет» (ЕРИП)»;
«Таможенные платежи»;
«Выбрать категорию плательщика (например – Лица с паспортом РБ, видом на жительство 02013;
«Утилизац.сбор при ввозе | код услуги 420411».

Заполнение декларации и расчет по квитанции могут быть произведены представителем владельца автомобиля.

Форма и порядок заполнения документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, закреплены в постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 года № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64». Данная форма аналогична форме таможенной декларации на товары.

Необходимые документы

  1. Копия, оригинал договора купли-продажи транспортного средства.
  2. ПТС для новой машины / СТС при покупке авто на вторичном рынке.
  3. Паспорт владельца ТС (стр. 31, 32, 33, стр. с пропиской). или свидетельство о регистрации, если владелец авто – юридическое лицо);
  4. Квитанция об оплате (по системе ЕРИП).

В отдельных ситуациях требуется документ от официального дилера с подтверждением типа ТС, его полной массы и года выпуска.

Видео про утильсбор в Беларуси

Утилизационный сбор и утилизация авто
Комментарии: 28
  1. Вопрос

    Добрый день! Хочу пригнать из России лимузин до 5000 кг. категория автобус, 2007 года, какая стоимость утильсбора.

  2. видеорегистратор

    Я знаю еще одно решение

  3. Татьяна

    Автомобиль ауди ввезен на территорию РБ из Европы, растаможен и продан в РФ. В н.в. (три месяца назад) ввезен обратно из РФ в Беларусь, уплачен утилизационный сбор. Может кто имеет опыт .. якобы такие авто освобождаются от повторной уплаты сбора? Спасибо :shock:

  4. Костя

    Добрый день!
    Машина с российскими транзитными номерами. Была ввезена в РБ в 2010 году, в конце 2011 года перевезена в РФ. Куда обращаться?
    С ув., Константин.

    1. Михалыч

      Привет! Берешь все документы на машину + таможенные и идешь в ГИБДД.

  5. Саша

    Снова ставку подняли.

  6. Сергей

    Вернут ли мне утилизационный сбор, если ввезенный авто из РФ будет снят с учета в РБ для продажи в РФ?

  7. Павел

    Добрый день.
    я хочу купить на территории России автомобиль. Автомобиль рефрижератор с холодильной установкой. грузовой. что мне понадобится для того что б его перегнать в Беларусь.
    И сколько и какие расходы меня ждут. и сколько.
    Спасибо

  8. Сергей

    Здраствуйте ,подскажите нужли платить утилизационный сбор с литвы ,если машина растомаживается в литве или же на границе рб,как посути утили.сбор должен входить в затоможку ТС?и какие новые измения появились в 2019г

  9. Станислав

    Сколько стоит утильсбор машина 2006года 1.8 бензин

  10. Наталия

    Покупаю в автосалоне РБ новую машину Renault Duster. Изготовлена и ввезена изРФ. Должен ли салон мне предоставить утильсбор?

  11. Павел

    Какой размер утильсбора для авто из РФ. 2015 г.в., 2500 см3?

  12. Ден

    Какие изменения будут 2019 году для завоза авто с РФ?

  13. Alexei

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, хочу ввезти из России в Беларусь Mercedes w211 3.2 2003 года или w164 5.0 2005 года. Я гражданин РБ. Сколько я заплачу за утилизационный сбор? Никак не могу понять, привязана ли к году и объёму двигателя выплата

  14. Дарья

    А если рефрижератор массой до 3.5 тонн и для личного пользования ввозится физ лицом, то какая сумма утиль сбора?

    1. Артём

      Такой же вопрос ??? Ждёт уже 2 человекс !! :evil:

      1. Андрей

        а чего вы ждёте-то.
        взяли калькулятор в руки, табличку, да посчитали.
        кто то вам что то должен?
        на таможне не поднимают трубку?

  15. Борис

    Пошел на сайт ЕРИП raschet.by
    Найти там калькулятор для расчета утилизационного сбора на ввезенное из РФ
    авто не смог
    Можете помочь ?

    1. Александр Телегин (автор)

      Борис, здравствуйте!
      Увы, в тексте была ошибка. Калькулятора на сайте ЕРИП нет.

  16. Аня

    Скажите, влияет ли на сумму утилизационного сбора к оплате в РБ стоимость автомобиля в РФ?

    1. Александр Телегин (автор)

      Нет, размер утилизационного сбора зависит от:
      – года выпуска ТС,
      – его типа и технических характеристик,
      – страны ввоза.
      Цена ТС не играет роли.

  17. Сергей

    Сколько будет стоить … ауди с объемом 3.2 бензин 2007года..с россии в Беларусь

  18. Геннадий Михайлович

    Какой адрес для оплаты утилизационного сбора в Минске?

  19. Саша

    Перепостили один и тот же бред. ввоз авто из рб в рф уже давно проходит по иной процедуре, в связи с принятием поправок в единый таможенный кодекс участников таможенного союза.
    Евро 5 отменяется для авто перемещаемых внутри союза, под таможенные льготы попадают авто до 2012г.

    1. Александр Телегин (автор)

      Саша, я ничего ниоткуда не репостил. Текст писал в начале 2018, с того момента я в Беларуси не был. Всё же меняется, жизнь не стоит на месте.
      Если вы в курсе, как именно сейчас обстоят дела с утилизационным сбором в РБ, расскажите, пожалуйста, конкретно – что не так в моем гайде. И я, и другие читатели будут благодарны.

  20. Александр

    Так и не понял нужно будет ли оплачивать утиль сбор на новое авто из РФ?

  21. Олег

    Короче, на словах все, как обычно красиво, а на деле очередной гемор. Не совсем понятно касательно авто, ввозимых не из стран ЕАЭС. Например, у нас очень много авто из соседней Польши на польских же номерах. Хотелось бы более подробного освещения этого вопроса. Непонятно насчет порядка и сроков оплаты. Все как-то запутано.

    1. Влад

      Олег, как я понимаю, авто на польских номерах к утилизационному сбору никакого отношения не имеют. Эти машины сегодня есть, а завтра — нет… А вот порядок оплаты, что мне понравилось, по сравнению с 2017 годом упростили. Да и с онлайн калькуляторами проводить расчеты элементарно просто. Что касается сроков оплаты, то и у меня вопросы имеются.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять