ОСГОП – обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

ОСГОП (аббревиатура расшифровывается как “обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков”) представляет собой страховой полис, наличие которого необходимо каждому водителю, совершающему перевозку пассажиров по фиксированному маршруту (за исключением водителей легкого транспорта, включая машины такси). Основное предназначение данного документа – покрытие нанесенного по вине перевозчика физического и материального ущерба.

Страховыми случаями признаются любые происшествия, возникшие по вине водителя и повлекшие за собой ущерб здоровью либо имуществу пассажиров.

Полис страхования ответственности перевозчиков был введен постановлением Правительства во исполнение Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном” и вступил в силу с января 2013 года. С этого времени эксплуатация авто, подпадающего под действие транспортных уставов (автобусы, маршрутное такси), без наличия действующего полиса не допускается. Контроль за приобретением обязательной страховки перевозчика осуществляет Российский транспортный надзор. Орган уполномочен в том числе налагать штрафы и применять к автотранспортной компании, не имеющей данных полисов, иные санкции.

В каких случаях ОСГОП обязательно

Наличие полиса ОСГОП строго необходимо для любых транспортных средств, принадлежащих предприятиям-перевозчикам и служащих для транспортировки пассажиров.

Такие характеристики, как тип ТС (микроавтобус, автобус и т. д.), его марка и модель, вместимость, проходимость и другие особенности не играют никакой роли. Исключение из правила составляют лишь поезда метро и легковые машины такси – для них приобретение такого полиса не является необходимостью.

Требуется ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если компания перевозит собственных работников на принадлежащем ей автобусе (не важно – из дома на работу и обратно, либо с одного участка работ на другой), то оформление полиса не требуется, поскольку в этой ситуации предприятие не является перевозчиком. Коммерческая составляющая при такой транспортировке пассажиров отсутствует и билеты не выдаются.

ОСГОП и личный автобус

Необходимость приобретения страховки ОСГОП при эксплуатации личного (принадлежащего физическому лицу) автобуса зависит от целей этой эксплуатации. Так, если на нем осуществляется безвозмездная транспортировка друзей и знакомых либо членов семьи, то приобретение полиса не требуется. Если же автобус служит для перевозки пассажиров за деньги, то наличие ОСГОП становится обязательным. В противном случае при нанесении увечий или другого ущерба своим пассажирам водителю придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.

ОСГОП или ОСАГО?

Иногда у пассажиров, пострадавших в дорожных происшествиях, складывается мнение о том, что они сами могут выбирать, по какой из страховок – ОСАГО либо ОСГОП – требовать компенсации с перевозчика. На самом же деле, вопрос такого выбора попросту не стоит.

Согласно действующим законам, при наличии у автопредприятия полиса страхования ответственности перевозчика все компенсации в пользу пассажиров будут выплачиваться именно по нему.

Размеры страховых выплат

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

Калькулятор ОСГОП

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) для большего удобства перевозчиков и проверяющих их лиц (инспекторов Транспортного надзора) запустил приложение “Калькулятор ОСГОП“. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически моментально и в режиме онлайн рассчитать точную стоимость будущего страхового полиса. Кроме этого, калькулятор имеет функцию личного кабинета и сохраняет все расчеты, которые будут доступны при дальнейших обращениях к нему (например, при новом оформлении полиса в следующем году).

Доступ к программе могут получить как все автотранспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, так и транспортные инспекторы. Последние могут с ее помощью проверить актуальность сведений, касающихся конкретного перевозчика, а также установить факт незаконно сбереженных на страховке средств, которые в дальнейшем могут быть взысканы с компаний-нарушителей в государственную пользу.

Регрессное требование по ОСГОП

Перед тем как начать разговор о регрессном требовании, следует напомнить, что же это такое. Регрессным называют такое требование страховой компании, которое отменяет выплату компенсации страхователю в ряде случаев. Возмещать ущерб пострадавшей стороне при этом придется самому перевозчику из личных средств. Так, к регрессным требованиям, относящимся к полису ОСГОП, являются:

  • умысел (ситуация, при которой водитель специально совершил дорожное происшествие);
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние наркотического опьянения (либо управление ТС под действием психоактивных средств);
  • отсутствие прохождения медицинского контроля перед началом рейса;
  • отсутствие прохождения периодического медицинского контроля;
  • отказ от медицинского освидетельствования на факт употребления алкоголя  /запрещенных препаратов;
  • отсутствие у водителя водительского удостоверения (отсутствие необходимой категории, временное лишение права управлять транспортными средствами);
  • нарушение перевозчиком трудового режима и режима отдыха водителя (управление водителем ТС в состоянии крайней усталости);
  • выпуск перевозчиком в рейс транспортного средства с техническими повреждениями, при которых его эксплуатация недопустима (например, неисправность тормозной системы);
  • иные случаи, если они предусмотрены законодательно.

Стоит обратить внимание и на то, что на другие виды автомобильного страхования (например, на ОСАГО) также распространяется регрессное требование.

Ответственность за отсутствие полиса ОСГОП

Как я уже говорил, полис ОСГОП является обязательным для любых перевозчиков (что, собственно, даже отражено в его названии). Отсутствие данного документа при перевозке пассажиров может повлечь за собой довольно серьезные штрафные санкции со стороны государства, а именно:

  • для ответственных лиц, совершающих управление транспортным средством (водителей) – штраф до 50 000 рублей;
  • для автотранспортного предприятия, допустившего подобное нарушение – до 1 000 000 рублей.

Стоит напомнить и о том, что в случае аварии и при отсутствии действующего полиса страхования ответственности перевозчика, компании придется лично возмещать ущерб пострадавшим. Размер подобной компенсации может доходить до 1 000 000 рублей на одного человека.

Что влияет на стоимость полиса

Итоговая стоимость полиса страхования ответственности перевозчика в каждом конкретном случае может зависеть от таких факторов, как:

  • тип транспортного средства (включая его вместимость);
  • наличие франшизы;
  • маршрут, по которому выполняется движение (учитываются сложность и пассажиропоток).

Во внимание принимаются наиболее вероятные риски – причинение ущерба имуществу пассажиров, нанесение вреда либо причинение смерти им самим. Точная стоимость страховки рассчитывается страховой компанией и может несколько различаться у разных страховщиков. Последние не имеют права устанавливать стоимость полиса ниже минимально возможного размера или делать его больше максимально возможного размера, которые устанавливаются государством.

Где можно купить полис ОСГОП

Приобрести данный полис намного сложнее, чем другие обязательные страховые полисы (включая ту же автостраховку), поскольку выдавать его имеют право далеко не все страховщики. Для того чтобы иметь право оформлять полисы ОСГОП, страховая фирма должна сама получить лицензию на соответствующую деятельность и обязана входить в состав союза НССО.

В некоторых случаях компании, состоящие в Союзе, со временем выходят из него, но при этом продолжают выдачу полисов коммерческим перевозчикам. Выданные документы в таком случае являются нелигитимными и не могут гарантировать выплату компенсации пострадавшей стороне (выплачивать ее в конечном итоге придется все тому же перевозчику).

По этим причинам, решив выбрать страховщика для оформления полиса ОСГОП, следует обязательно руководствоваться:

  • его наличием в союзе НССО (проверить это можно на официальном сайте Союза);
  • общей ценовой политикой;
  • отзывами других перевозчиков, уже оформлявших полисы в этой фирме;
  • общей репутацией данной компании на рынке страховых услуг.

Кроме того, если вы уже оформляли ранее обязательный полис страхования ответственности перевозчика в какой-либо компании и вас устроил уровень цен и общая политика, то при возможности менять этого страховщика на другого не следует. Однако проверить наличие у него лицензии и членства в НССО перед новым обращением за оформлением полиса все-таки рекомендуется.

Утилизационный сбор и утилизация авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять