Ставка утилизационного сбора определяется категорией, объемом двигателя и годом выпуска ТС. Её размер составляет от 670 до 31 000 долларов.
Ранее, 16 февраля 2020 года, вступили в силу поправки в законы «Об охране природы» и «Об отходах», в соответствии с подписанным Президентом страны законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (№ ЗРУ–584, 14.11.2019 г.). Согласно нововведениям, в Узбекистане вводится утилизационный сбор со всех ввозимых и производимых автотранспортных средств и прицепов.
Утилизационный сбор представляет собой единоразовую выплату в пользу государства за транспортное средство, которое произведено в Узбекистане или ввезено из-за рубежа.
Размеры сбора правительство Узбекистана ещё не утвердило. Сейчас ясно, что компенсации сбора для местных компаний-автопроизводителей вводиться не будут. Принятие законопроекта поможет внедрить механизм, который позволит регулировать отношения в области утилизации автотранспортных средств, а также ограничить количество ввозимого в страну б/у транспорта и технологически устаревших моделей. Отметим, что объём импортных легковых авто, ввозимых в Узбекистан, составляет примерно 17500 единиц в год.
Утилизационный сбор не будет распространяться на сельскохозяйственную и другую транспортную технику, купленную до момента принятия этого закона.
- Для чего нужен утильсбор на автомобили?
- Цели введения утилизационного сбора в Узбекистане
- Ставки утилизационного сбора и перечень видов и категорий колесных ТС, самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых он уплачивается
- Кто оплачивает утильсбор в Узбекистане
- Кто освобожден от уплаты
- Что говорит опыт европейских стран?
Для чего нужен утильсбор на автомобили?
Утилизация транспортных средств призвана обеспечить экологическую безопасность, поэтому данный вид деятельности является объектом госрегулирования. В стране не планируется применять утилизационный сбор в качестве протекционистской меры, как в других государствах. Это делается, как утверждают в Госкомэкологии, чтобы сберечь здоровье проживающих в стране людей.
Напомним, что объём вредных выбросов в атмосферу от автотранспортных средств в Узбекистане ежегодно составляет около 1,56 млн т. Автопром – один из ключевых видов промышленности в республике. Каждый год в стране изготавливается до 0,25 млн автомобилей.
Цели введения утилизационного сбора в Узбекистане
Введение утилизационного сбора в Узбекистане преследует несколько целей, в том числе:
- обеспечение экологической безопасности;
- защита окружающей среды и здоровья людей от воздействия последствий эксплуатации автомобилей;
- рост ответственности компаний по изготовлению транспорта, а также импортеров ТС;
- максимальное вовлечение отходов в оборот как вторсырья;
- насыщение рынка страны качественным автомобильным транспортом.
Ставки утилизационного сбора и перечень видов и категорий колесных ТС, самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых он уплачивается
Виды и категории ТС, |
Код ТН ВЭД |
Размер утилизационного сбора (в БРВ – базовой расчетной величине, утвержденной в Узбекистане на день оплаты сбора) |
|
с момента выпуска которых прошло |
с момента выпуска которых прошло более |
||
I. Тракторы |
|||
С мощностью силовой установки: | |||
не более 18 кВт (25 л.с.) |
8701 10 000 0, |
– |
120 |
более 18 кВт (26 л.с.), но не более 37 кВт (51 л.с.) |
– |
240 |
|
более 37 кВт (52 л.с.), но не более 75 кВт (102 л.с.) |
– |
360 |
|
более 75 кВт (103 л.с.), но не более 130 кВт (177 л.с.) |
– |
480 |
|
более 130 кВт (178 л.с.) |
– |
600 |
|
Тягачи седельные |
8701 20 |
670 |
1 360 |
II. Транспортные средства категории M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G: микроавтобусы и автобусы |
|||
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: | |||
не более 2 500 см³ |
8702 |
120 |
150 |
более 2 500 см³, но не более 5 000 см³ |
185 |
360 |
|
более 5 000 см³, но не более 10 000 см³ |
320 |
540 |
|
более 10 000 см³ |
540 |
1 080 |
|
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
8702 40 000 |
70 |
150 |
III. Транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G: легковые автомобили |
|||
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: | |||
не более 1 000 см³ |
8703 |
30 |
90 |
более 1 000 см³, но не более 2 000 см³ |
120 |
210 |
|
более 2 000 см³, но не более 3 000 см³ |
180 |
330 |
|
более 3 000 см³, но не более 3 500 см³ |
180 |
390 |
|
более 3 500 см³ |
300 |
480 |
|
Транспортные средства, специально предназначенные для движения по снегу; автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства |
8703 10 |
30 |
90 |
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
8703 80 000 |
30 |
90 |
IV. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили |
|||
Полной массой: | |||
не более 2,5 тонны |
8704 |
100 |
150 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
210 |
300 |
|
более 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
210 |
300 |
|
более 5 тонн, но не более 8 тонн |
210 |
300 |
|
более 8 тонн, но не более 12 тонн |
300 |
810 |
|
более 12 тонн, но не более 20 тонн |
330 |
1 200 |
|
более 20 тонн, но не более 50 тонн |
690 |
1 410 |
|
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
8704 90 000 |
120 |
150 |
V. Моторные транспортные средства специального назначения |
|||
Специальные транспортные средства, кроме автобетономешалок |
8705 |
195 |
550 |
Автобетономешалки |
8705 40 000 0 |
600 |
1 500 |
VI. Прицепы и полуприцепы |
|||
Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства |
8716 |
60 |
660 |
VII. Прочие транспортные средства, самоходные машины и оборудование |
|||
Автогрейдеры, с мощностью силовой установки: | |||
не более 100 л.с. |
8429 20 001 0, |
– |
240 |
более 100 л.с., но не более 140 л.с. |
– |
360 |
|
более 140 л.с., но не более 200 л.с. |
– |
480 |
|
более 200 л.с. |
– |
600 |
|
Бульдозеры, с мощностью силовой установки: | |||
не более 100 л.с. |
8429 11 001 0, |
– |
240 |
более 100 л.с., но не более 200 л.с. |
– |
360 |
|
более 200 л.с., но не более 300 л.с. |
– |
480 |
|
более 300 л.с. |
– |
600 |
|
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы бульдозеры, с мощностью силовой установки: | |||
не более 170 л.с. |
8429 52, |
– |
240 |
более 170 л.с., но не более 250 л.с. |
– |
360 |
|
более 250 л.с. |
– |
480 |
|
Катки дорожные, с мощностью силовой установки: | |||
не более 40 л.с. |
8429 40 100 0, |
– |
240 |
более 40 л.с., но не более 80 л.с. |
– |
360 |
|
более 80 л.с. |
– |
480 |
|
Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств, с мощностью силовой установки: | |||
не более 170 л.с. |
8426 41 000 |
– |
240 |
более 170 л.с., но не более и менее 250 л.с. |
– |
360 |
|
более 250 л.с. |
– |
480 |
|
Краны-трубоукладчики, краны гусеничные, с мощностью силовой установки: | |||
не более 130 л.с. |
8426 49 001 0, |
– |
240 |
более 130 л.с., но не более 300 л.с. |
– |
360 |
|
более 300 л.с. |
– |
480 |
|
Погрузчики одноковшовые фронтальные, с мощностью силовой установки: | |||
не более 50 л.с. |
8427 10, |
– |
240 |
более 50 л.с., но не более 100 л.с. |
– |
360 |
|
более 100 л.с., но не более 300 л.с. |
– |
480 |
|
более 300 л.с. |
– |
600 |
|
Машины и оборудование для лесного хозяйства, с мощностью силовой установки: | |||
не более 100 л.с. |
8436 80 100 |
– |
240 |
более 100 л.с., но не более 300 л.с. |
– |
360 |
|
более 300 л.с. |
– |
480 |
|
Комбайны зерноуборочные, с мощностью силовой установки: | |||
не более 160 л.с. |
8433 51 000 |
– |
240 |
более 160 л.с., но не более 220 л.с. |
– |
360 |
|
более 220 л.с., но не более 320 л.с. |
– |
480 |
|
более 320 л.с. |
– |
600 |
|
Комбайны силоуборочные самоходные, с мощностью силовой установки: | |||
не более 250 л.с. |
8433 59 110 |
– |
240 |
более 250 л.с., но не более 400 л.с. |
– |
360 |
|
более 400 л.с. |
– |
480 |
|
Машины сельскохозяйственные самоходные: | |||
опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с., но не более 120 л.с. |
8424 82, |
– |
240 |
опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с., но не более 300 л.с. |
– |
360 |
|
опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с. |
– |
480 |
|
косилки самоходные |
– |
240 |
Кто оплачивает утильсбор в Узбекистане
Плательщики утилизационного сбора – юрлица: импортёры и изготовители сельхозтехники и другого автотранспорта. По словам эксперта, его введение не скажется на росте стоимости сельскохозяйственной техники.
Поводов для паники нет, цены останутся прежними. Покупая в автосалоне автотранспорт, человек не будет оплачивать дополнительную стоимость, – утверждает представитель «Узагротехсаноатхолдинга».
Кто освобожден от уплаты
От уплаты утилизационного сбора освобождены автомобили:
- временно ввозимые в страну и оформленные соответствующим образом;
- дипломатических миссий, консульств и международных организаций;
- категорий L и М1, с момента выпуска которых прошло 30 и более лет;
- категорий М2, М3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с момента выпуска которых прошло 50 и более лет при сохранности оригиналов двигателя, кузова и рамы (в случае наличия) или их реставрации до оригинального состояния.
Что говорит опыт европейских стран?
Страны Европы уже несколько десятков лет назад начали решать проблему утилизации старой автотранспортной техники и её комплектующих. Проблема обостряется из-за роста объёма выбывающей из эксплуатации автотранспортной техники.
В ЕС нет общего закона относительно утилизации ТС, в каждой стране решают эту проблему по мере возможностей:
- К примеру, в Германии приём автомобилей на утилизацию организован для граждан бесплатно. Немецкие автопроизводители должны изготавливать автотранспорт из материалов, которые можно в 95% случаев использовать вторично.
- Во Франции действует норматив: на 1,5 млн чел. должно функционировать не меньше 7 пунктов утилизации автотранспорта. Необходимо сдать автомобиль на утилизацию в случае, если он признан пришедшим в негодность, иначе рядовому гражданину грозит штраф (до 75 тыс. евро) или заключение в тюрьму сроком на 2 года.
- В Норвегии каждый гражданин при покупке нового автотранспортного средства должен оплатить дополнительный сбор в размере 2 тыс. норвежских крон. Эти средства будут возвращены ему при передаче ТС в утилизационный пункт.
- Все автовладельцы в Австрии платят однократный эконалог.
- Утилизационный сбор в Бельгии входит в состав дорожного налога. Его взимают каждый год, а сумма зависит от объёма двигателя ТС.
- Покупка автомобиля в России тоже связана с выплатой утилизационного сбора (введен в 2012 году).
- Утилизационный сбор в Беларуси был введен указом Президента страны 4 февраля 2014 года. Каждый, кто ввозит автомобиль в страну, должен единоразово заплатить сбор в размере от 495 бел. руб. за машину до 3-х лет и до 742,5 бел. руб. – за ТС старше 3-х лет.
- Утилизационный сбор в Казахстане с 26.01.2016 года регулируют «Правила реализации обязательств производителей (импортеров)». Сумма утильсбора составляет от 360 750 до 2 405 000 тенге, в зависимости от тоннажа и объёма двигателя транспортного средства.
- Своего рода исключением является Украина – здесь Верховная Рада 8 апреля 2014 года приняла решение об отмене утилизационного сбора на автомобили, который действовал с 03 сентября 2012 года.
Утилизационный сбор не будет распространяться на сельскохозяйственную и другую транспортную технику, купленную до момента принятия этого закона.
-а где это указано ?